На сегодняшний день есть иллюзия, что стаж является признаком мастерства. Это ни в коем случае не наши домыслы, а самая горькая статистика. Она показывает, что самые большие проблемы на дорогах создают водители со стажем 10 лет и более, на них приходится свыше 60%!!! всех ДТП. Неожиданно, правда? Более 80% ДТП происходит только из-за ошибок водителей: ни погодные, ни дорожные условия, ни техническое состояние транспорта не играют существенной роли в причинах аварий. Та же статистика опровергает мнение, что аварии провоцируют новички. Доля ДТП с водителями со стажем до 2 лет составляет не более 7%. В чем же кроется причина? Почему опытные водители чаще новичков попадают в аварии? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Айрата Фахытовича Калимуллина директора учебного центра НП «ЛАТ», а заодно и провести обучение для наших водителей и помочь им повысить их профессиональный уровень. - Айрат Фахытович, многие водители считают, что опыт и стаж вождения являются лучшими курсами повышения квалификации. А вы как относитесь к такого рода утверждению? - Начиная с 1998 года нами проверено более 20 000 водителей профессионалов и к сожалению, мы видим, что только 10-15 % водителей являются профессионально подготовленными работниками. На представленном графике наглядно мы видим нелицеприятную картину: 82% не знают тормозной путь своего автомобиля, 86% не знают каково время реакции водителя, 78% не умеют выбирать безопасную дистанцию и т.д. - Скажите, почему же все-таки опытные водители чаще попадают в ДТП? - В нашем государстве каждый специалист обязан проходить курсы повышения квалификации. Делается это для актуализации ранее полученных знаний и расширения современной информационной базы. Только водителей почему-то обделили, для них не существует принятой системы повышения квалификации на уровне ГОСТа. Поэтому всё зависит от желания самого водителя. Он может либо самосовершенствоваться в опытном вождении, либо повышать мастерство, участвуя в профессиональных конкурсах, либо повышать классность управляемого автомобиля путем обучения, и сдачи экзаменов в автошколе и ГИБДД на другую категорию. - Могли бы сейчас дать пару моментов, на которые водителям необходимо обратить внимание для улучшения своего мастерства на дороге? - Конечно, статья не позволяет в полном объеме изложить весь требуемый объем знаний, получаемый водителями на занятиях, на это у меня ушла бы неделя, но тем не менее попробую выделить главное. Например: 1. Безопасная дистанция равна скорость пополам, 2. Торможение на дуге поворота является ошибкой, 3. Категорически нельзя пользоваться «накатом», если зацепил обочину. Нужно нажать на газ, продолжить движение по обочине и только после стабилизации автомобиля выезжать на дорогу.
- Каким секретам Вы учите, и какие результаты это дает? Какой эффект? - Во время занятий по контраварийной подготовке водители изучают: -Физику поведения автомобиля в экстремальной ситуации. - Психофизиологические особенности поведения водителя в экстремальной ситуации. -5-6 видов перегазовки, - 4 вида заноса и способы стабилизации автомобиля при их возникновении, - Потерю управляемости передней оси автомобиля, - Различные способы торможения (а вы знаете, что существует около 200 способов торможения?) -Разные способы прохождения поворотов. Если говорить о результатах, то водитель после прохождения курса контраварийной подготовки прекрасно понимает, что такое скорость, какие последствия можно получить, у него исчезает излишняя суета. По сути, водитель профессионал отличается от дилетанта тем, что на выполнение работы затрачивает намного меньше усилий, выполняя ее легко и с удовольствием. Как видите, все вышесказанное развенчивает заблуждение людей о том, что курс контраварийной подготовки делает езду водителя более агрессивной и рисковой. - Расскажите о самых ярких примерах и результатах из опыта работы в обучении водителей транспортных компаний - Наиболее часто задаваемый мне вопрос: «Неужели настолько сказывается подготовка водителей на результатах аварийности»? Отвечая на него, я предлагаю посмотреть график. Мы наглядно видим, как произошло изменение аварийности на автопредприятии за три года с момента начала обучения водителей. Обратите внимание, что снижение аварийности произошло не только среди водителей виновных в ДТП, но что самое интересное и среди водителей, которые не являлись виновниками ДТП.
В заключение хочется сказать, что в реалиях нового мира нам всем необходимо снять короны «всезнаек» и учиться, учиться, и еще раз – УЧИТЬСЯ! Вот такое интересное знакомство водителей нашего автопарка и Айрата Фатыховича Калимуллина директора учебного центра НП «ЛАТ», состоялось в стенах головного офиса компании. Ну а нам остается надеяться на то, что сотрудничество с мэтром безаварийной езды позволит нашим водителям стать асами-суперпрофессионалами, а компания от этого выиграет в безопасности и бережном отношении к грузам клиентов. Будем следить за цифрами и показателями.